Толерантность как консенсус согласие

Консенсус (от лат. consensus — согласие, единодушие) — это решение, принятое на основе общего согласия сторон при отсутствии формально заявленных возражений. Гуманитарная парадигма, лежащая в основе подобного толерантного поведения, приводит к пониманию необходимости разнообразия, его полезности для каждой из сторон.

Согласно этому пониманию существует не только соревнование разных культур и ценностных систем, взглядов и принципиальных теоретических каркасов, в ходе которого они пытаются показать свои преимущества и сходят со сцены, если не могут этого сделать.

Каждая культура, ценностная и познавательная система помимо борьбы с другой системой так или иначе пытается учесть ее опыт, расширяя тем самым горизонт своего собственного опыта.

Дети нередко сами не осознают, почему их тянет к непохожим на них людям — сверстникам и старшим. Мама ругает сына за то, что он пытается дружить с мальчиком, которого она считает хулиганом. А сыну не достает жизненного опыта именно этого мальчика.

При этом совсем не обязательно сын «тоже станет хулиганом» или его друг «станет лучше» — реально они используют информацию, взгляды, опыт друг друга для выстраивания новых систем ценностей.

Маме тоже полезно было бы в доверительных отношениях с сыном и его другом узнать то, что она сама уже не сможет испытать, не увидит и не поймет без общения с ними.

Необходимым условием развития моих собственных взглядов, принимаемых ценностей и концептуальных рамок является допущение того, что в каких-то отдельных моментах я могу заблуждаться или мои взгляды могут быть неполными.

Совместный поиск истины на основе взаимного изменения позиций (в некоторых случаях — изменения индивидуальной и культурной идентичности) находит свое выражение в критическом диалоге.

В подобной позиции нет выяснения правого или виноватого, сильного или слабого — ценность каждого объясняется тем, что он видит мир по-иному, не так, как другие, имеет способности, которыми другие не обладают, получил опыт, которого нет у других.

Бывший раньше просто иным человеком, «другой» становится «значимым Другим» просто в связи со своими неповторимыми свойствами. Поэтому такая позиция и характеризуется как консенсус. Осознанность подобных отношений позволяет отнести их к толерантным.

Это толерантность не во имя сохранения своей неизменности, непохожести, неповторимости, как в предыдущем случае, а толерантность во имя развития, взаимного совершенствования взаимодействующих сторон.

Понимание Другого здесь нужно не как основа для принятия иной точки зрения, примирения с нею, а как способ самосовершенствования: саморазвитие человека закономерно сопровождается сопоставлением его собственных успехов с достижениями других, своих неудач с промахами тех, кто рядом, т.е. подлинное, полноценное саморазвитие невозможно без контактов с окружающими.

В то время как гуманистическая парадигма предполагает высшую цель человека в самореализации, гуманитарная стратегия усматривает самоцель в искреннем диалоге с Другими и требует от человека не только самореализации, но и выбора ценностей, основанных на выявлении собственной идентичности, встречах с Другими: «Существовать значит со-существовать, только познав Другого, сам можешь определить собственную принадлежность».

Общим в понимании толерантности разными народами является восприятие человеческого рода как единого и взаимозависимого, что подтверждается, в частности, экологическими проблемами нашей эпохи.

Если понятие толерантности и может вызвать разногласия при его интерпретации, то сама необходимость взаимодействия с позиций толерантности в демократическом обществе разногласий не вызывает.

Толерантность имеет решающее значение для всех профессий типа «человек — человек». Что касается профессионально-личностных качеств педагога, то здесь толерантность занимает особое место, ибо с ней связаны эффективность познания особенностей ребенка, продуктивность педагогического общения и деятельности.

Кроме того, само по себе воспитание толерантности у детей рассматривается в качестве одного из проявлений результативности педагогической деятельности.

Толерантность, сформированная в школьные годы, является одним из важнейших условий снижения напряженности в обществе.

Вариативность образования, в ядре которого, по существу, лежит стратегическая идея толерантности, позволяет учителю выбирать разные программы, отмечает А. Г. Асмолов.

Она учит выстаивать конструктивные отношения с окружающими в запутанных ситуациях, поскольку основывается на понимании, что не может быть единственно правильной картины мира и монополии на единственно правильную линию поведения. В вариативной школе никто не противопоставляет одни учебники другим или одну методику другой.

В традиционной школе учат решать задачи, в которых все дано. Поэтому, когда в задачку вкрадывается ошибка, учащиеся теряются и не находят правильного ответа.

А вот грамотный врач, разбираясь в сложном заболевании, может поставить точный диагноз, даже не располагая всеми необходимыми анализами.

И так же, по аналогии, предпочтительно учить детей справляться с задачами творчески, то есть принимать решения в условиях неопределенности, избыточности или недостаточности заданных условий. А уж по поводу творчества самих педагогов горячих и долгих споров предостаточно:

— Системе образования необходимо масштабное преобразование! Здесь одиночки ничего не сделают!

— А у меня такое впечатление, что чем больше говорят о широких процессах гуманизации, демократизации, компьютеризации, тем нужнее глубинные, качественные проявления профессионального творчества каждого педагога в отдельности.

Быть может, не стоит противопоставлять то, что допустимо и нужно совмещать? Разве толерантность, симпатия, сочувствие другим — не проявления творчества души?

Педагоги, взявшие на себя задачу воспитания в духе толерантности, неизбежно сталкиваются со множеством проблем. Среди них одна из первых — проявления симптомов нетерпимости (интолерантности), имеющие место в педагогическом процессе.

Нетерпимость проистекает из убежденности человека или социальной группы в том, что их система ценностей или образ жизни являются высшими по отношению к ценностям, образу жизни других людей или групп.

Проявление симптомов нетерпимости не должно застать педагогов врасплох. Заметить их легко, особенно когда они проявляется в нарушении прав человека.

В отношениях между детьми, в их поведении на занятиях или на игровых площадках педагоги должны обратить на это внимание, но реагировать нужно деликатно и конструктивно, а действовать осмотрительно. Не стоит ругать обидчика в присутствии класса или подчеркнуто симпатизировать жертве.

При выявлении признаков интолерантности нужно обращать внимание на следующее.

Язык. Обзывают ли дети друг друга, используют ли они при обращении к кому-либо из одноклассников или при описании их внешности выражения или намеки, имеющие уничижительный расовый или национальный оттенок? Стереотипы.

Используют ли дети негативные обобщения в разговорах о расовых или национальных группах, об инвалидах, стариках или других людях, отличающихся от них?

Насмешки. Пытаются ли дети поставить своих одноклассников в неловкое положение, привлекая внимание к каким-либо присущим ми чертам, сделанным ими ошибкам, особенностям жизни их семей или друзей?

Предубеждения. Считают ли дети, что некоторые из них могут быть хуже или глупее остальных в силу расовой или национальной принадлежности либо из-за каких-то личных черт? Полагают ли они, что с детьми, исповедующими иные религии, не стоит «водиться» и играть?

Поиск «козла отпущения». Склонны ли дети обвинять в происходящих с ними неприятностях, в возникновении конфликтов, в плохом поведении, проигрышах в спортивных и иных соревнованиях одного или нескольких одноклассников?

Дискриминация. Есть ли в классе дети, которых другие одноклассники всегда избегают (не выбирают в пару, не зовут в команду)? Остракизм (бойкот). Бывают ли у детей периоды, когда они не разговаривают с кем-либо из одноклассников, не включают их в совместные действия?

Преследование. Пытаются ли одни дети испортить настроение другим, выталкивая их из ряда во время построения, оставляя на их партах или в учебниках анонимные записки неприятного содержания или карикатуры?

Используют ли они в своем поведении другие приемы, вынуждающие преследуемого ребенка подчиниться группе или уйти из нее?

Осквернение или порча. Делает ли кто-то из детей непристойные надписи или рисунки или в какой-то иной форме демонстрирует неуважение к собственности других или работе, сделанной детьми в школе?

Запугивание. Прибегают ли некоторые дети к намеренному запугиванию тех, кто меньше или слабее их, используют ли они свой социальный статус или силу для принуждения других к действиям против их воли? Изгнание. Был ли кто-либо из детей несправедливо или беспричинно изгнан из команды, клуба или рабочей группы?

Отчуждение. Есть ли дети, которых упорно и несправедливо не допускают к общим играм или внешкольным занятиям, не приглашают в клубы? Сегрегация.

Прослеживается ли у детей тенденция собираться и общаться группами, сформированными по расовым, религиозным, национальным или половым признакам?

Подавление. Вынуждают ли каких-то детей силой или угрозами не участвовать в общих дискуссиях, не высказывать своего мнения при общении с одноклассниками?

Насилие. Подвергались ли некоторые дети нападениям или физическому насилию со стороны других детей?

Специфика педагогического диагностирования в сфере воспитания толерантности состоит в том, что проявления толерантности не так сильно бросаются в глаза; к тому же и их диапазон довольно широк — от ограничения пагубных проявлений нетерпимости до ответственности, являющихся пределами толерантности.

Трудность наблюдения и измерения толерантности состоит в том, что она все же остается абстракцией, но социальные признаки толерантности помогают увидеть ее значение как для отдельного человека, так и для сообществ.

Сущность толерантности состоит в том, чтобы уважать права других («иных») быть такими, какие они есть; не допускать причинения им вреда, поскольку причинение вреда другому означает причинение вреда всем, в том числе и себе самому.

В школе можно наблюдать благоприятную среду для формирования атмосферы толерантности и осуществления ее участниками педагогического процесса, если налицо способность внимательно слушать и слышать; стремление разобраться, расспрашивание; совет и предложение; похвала, согласие; подбадривание, благожелательность, утешение, уважение, эмпатия, поддержка.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)