Технология создания промышленных кластеров
Технология создания кластера наиболее четко сформулирована для создания промышленных кластеров. В методических материалах по созданию промышленных кластеров отражены рекомендации по этапам создания промышленного кластера и содержанию набора документов, необходимых для подготовки заявки на включение в реестр Минпромторга России.
На первом этапе – Принятие решения о создании промышленного кластера – рабочей (инициативной) группой по созданию промышленного кластера должен быть разработан план мероприятий (дорожная карта) по созданию промышленного кластера (табл. 9), отражающий основные этапы, мероприятия, сроки реализации, ответственных исполнителей и результаты реализации мероприятий, направленных на создание промышленного кластера.
Утверждение плана мероприятий (дорожной карты) по созданию промышленного кластера может осуществляться как руководителем рабочей (инициативной) группы по созданию промышленного кластера, так и руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере промышленной политики.
Предпосылкой формирования промышленного кластера выступает наличие не менее десяти субъектов деятельности в сфере промышленности, а также объектов технологической и промышленной инфраструктуры, учреждений образования и науки и иных организаций, расположенных в границах субъекта Российской Федерации либо в границах нескольких субъектов Российской Федерации, связанных кооперационными отношениями в указанной сфере вследствие территориальной близости и функциональной зависимости, на базе которых реализуются и/или в краткосрочной перспективе (2–3 мес) могут быть определены возможные к реализации совместные проекты участников промышленного кластера.
Дополнительными факторами, обуславливающими целесообразность создания промышленного кластера, выступают положительная текущая динамика и благоприятный прогноз развития профильных для кластера рынков, возможность увеличения объемов продаж продукции участников кластера на этих рынках; интенсификация процессов формирования на территории базирования кластера малых и средних компаний в сфере деятельности кластера; рост инвестиционной привлекательности территории базирования кластера и наличие частных инвесторов, заинтересованных в создании кластера и реализации совместных проектов его потенциальных участников.
Порядок формирования рабочей (инициативной) группы по созданию промышленного кластера и выбора ее руководителя может осуществляться как с использованием формализованных процедур, так и на неформальной основе.
В число первоочередных задач рабочей (инициативной) группы по созданию промышленного кластера входят следующие:
- решение организационных вопросов, возникающих в процессе создания промышленного кластера (организация и проведение консультационно-коммуникационных мероприятий в целях расширения числа предприятий и организаций, выразивших готовность войти в состав участников или инфраструктуры промышленного кластера, определение порядка сбора информации от потенциальных участников и инфраструктуры промышленного кластера, подготовка общего собрания учредителей специализированной организации промышленного кластера и т.д.);
- разработка проектов учредительных документов специализированной организации промышленного кластера;
- формирование предложений по составу и функционалу органов управления промышленного кластера;
- определение специализации, цели и задач развития промышленного кластера, направлений его развития;
- выявление возможных к реализации совместных проектов участников промышленного кластера;
- разработка проекта функциональной карты промышленного кластера.
На следующем этапе – Создание организационной структуры промышленного кластера – рабочая (инициативная) группа по созданию промышленного кластера организует и проводит общее собрание учредителей специализированной организации промышленного кластера с целью формирования специализированной организации промышленного кластера и иных органов управления кластером (наблюдательный совет, правление, экспертный совет и т.п.).
Государственная регистрация специализированной организации промышленного кластера осуществляется руководителем специализированной организации, назначенным решением общего собрания учредителей специализированной организации промышленного кластера, посредством создания специализированной организации промышленного кластера в организационно-правовой форме хозяйственного товарищества, или общества, или автономной некоммерческой организации, или ассоциации (союза), к которой относится в том числе некоммерческое партнерство и саморегулируемая организация, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Специализированную организацию промышленного кластера рекомендуется создавать в организационноправовой форме некоммерческой организации, а именно автономной некоммерческой организации или ассоциации (союза), к которой относится в том числе некоммерческое партнерство и саморегулируемая организация.
Высшим органом управления промышленного кластера выступает общее собрание членов некоммерческой организации, в которое входят как учредители специализированной организации промышленного кластера, так и принятые в состав членов некоммерческой организации впоследствии в установленном порядке физические и юридические лица.
При создании специализированной организации промышленного кластера в иных организационно-правовых формах решение ключевых вопросов, связанных с развитием промышленного кластера, также должно осуществляться с привлечением всех его участников (общим собранием участников промышленного кластера). В случае целесообразности система управления промышленным кластером может быть дополнена иными органами управления развитием промышленного кластера (наблюдательный совет, правление, экспертный совет и т.п.).
По представлению специализированной организации промышленного кластера общим собранием членов некоммерческой организации осуществляется принятие решений, касающихся в том числе следующих вопросов:
- утверждение положений об органах управления промышленного кластера;
- утверждение функциональной карты промышленного кластера;
- утверждение программы развития промышленного кластера;
- утверждение перечня совместных проектов участников промышленного кластера;
- утверждение плана мероприятий специализированной организации промышленного кластера;
- решение о включении в состав участников и инфраструктуры промышленного кластера новых предприятий и организаций;
- решение об исключении предприятий и организации из состава участников, и инфраструктуры промышленного кластера.
Финансовое обеспечение деятельности специализированной организации промышленного кластера осуществляется в том числе посредством оплаты услуг и сервисов, предоставляемых специализированной организацией промышленного кластера в интересах его участников и инфраструктуры промышленного кластера, а также, в случае принятия общим собранием членов некоммерческой организации соответствующего решения, за счет выплат участниками и инфраструктурой промышленного кластера членских взносов.
Третий этап создания кластера предполагает утверждение ключевых документов, определяющих развитие промышленного кластера. Ключевыми документами, определяющими развитие промышленного кластера, являются функциональная карта промышленного кластера и программа развития промышленного кластера.
Функциональная карта промышленного кластера и программа развития промышленного кластера согласовываются руководителем специализированной организации промышленного кластера и утверждаются общим собранием членов некоммерческой организации.
Функциональная карта промышленного кластера представляет собой схему территориального размещения и функциональной зависимости участников промышленного кластера и включает в себя следующие элементы:
- Схему территориального размещения участников промышленного кластера и инфраструктуры промышленного кластера (далее – схема территориального размещения промышленного кластера).
- Схему организационной зависимости участников промышленного кластера и инфраструктуры промышленного кластера в рамках реализации программы развития промышленного кластера (далее – схема организационной зависимости участников и инфраструктуры промышленного кластера).
- Схему функциональной зависимости участников промышленного кластера, включающую сведения об общем объеме промышленного производства промышленной продукции каждым участником промышленного кластера и объеме использования указанной продукции при производстве конечной промышленной продукции в рамках промышленного кластера (далее – схема функциональной зависимости участников промышленного кластера).
- Управленческую(ие) схему(ы) совместного проекта.
- Схему(ы) влияния совместного проекта на функциональную зависимость участников промышленного кластера.
Схема территориального размещения промышленного кластера является графической схемой, иллюстрирующей местоположение участников и инфраструктуры промышленного кластера на территории базирования. Содержание схемы должно быть ограничено элементами, важными для наглядного отображения участников и инфраструктуры промышленного кластера, размещенных на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации.
При разработке документа необходимо учитывать существующие схемы территориального планирования региона, муниципальных районов, генеральных планов городских и сельских поселений, а также городских округов, на территории которых размещаются участники и инфраструктура промышленного кластера.
В качестве картографической основы рекомендуется использовать административные карты или кадастровую карту Росимущества, показывающие реально существующие пространственные системы и их структуры (населенные, промышленные пункты, транспортные сети, границы и т.д.). Для составления схемы территориального размещения промышленного кластера можно воспользоваться специальным программным обеспечением АrcView, MapInfo и другими геоинформационными системами.
Схема организационной зависимости участников и инфраструктуры промышленного кластера является графической схемой, иллюстрирующей построение организационного взаимодействия между участниками, инфраструктурой и органами управления промышленного кластера.
На схеме организационной зависимости участников и инфраструктуры промышленного кластера рекомендуется указать:
- функции участников и инфраструктуры промышленного кластера (выделив их отдельные типы: производственные предприятия, образовательные организации, научные организации, организации, представляющие технологическую инфраструктуру и др.), органов управления промышленным кластером и его специализированной организации, органов государственной власти, внешних контрагентов, не входящих в состав промышленного кластера;
- существующие в кластере вертикальные (поставщик/потребитель) и горизонтальные производственные, технологические, хозяйственные и иные связи;
- систему управления кластером, включая порядок организации информационного обмена и взаимодействия между его участниками, инфраструктурой, специализированной организацией и иными органами управления промышленного кластера, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим функции в сфере промышленной политики, Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и иными органами государственной власти.
Схему организационной зависимости участников и инфраструктуры промышленного кластера рекомендуется выполнить в форме блок-схемы на бумажном носителе формата А3, а также на электронном носителе в формате pdf.
Схема функциональной зависимости участников промышленного кластера является графическим изображением, иллюстрирующим производственно-технологическую цепочку создания конечной промышленной продукции и формирования ее добавленной стоимости в рамках промышленного кластера, конфигурацию и масштабы функциональной зависимости участников промышленного кластера в процессе производства конечной промышленной продукции.
На схеме функциональной зависимости участников промышленного кластера следует указать качественные и количественные характеристики ключевых кооперационных связей между участниками промышленного кластера, а именно:
- выделить, в случае целесообразности, этапы производственных переделов, существующих в рамках производственно-технологической цепочки промышленного кластера;
- наименования участников производственно-технологической цепочки;
- наименования производимой участниками производственно-технологической цепочки продукции;
- доли добавленной стоимости, создаваемой предприятиями, в общем объеме отгруженных предприятиями товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, в процентах;
- доли отгруженных предприятиями товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, используемых
другими предприятиями-участниками промышленного кластера, в общем объеме отгруженных предприятиями товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (за исключением участников промышленного кластера, осуществляющих конечный выпуск промышленной продукции), в процентах; - доли расходов предприятий на импортные сырье, материалы, покупные изделия в общем объеме расходов на приобретение сырья, материалов, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий для производства и продажи продукции (товаров, работ, услуг), в процентах;
- объемы добавленной стоимости, создаваемой предприятиями, млн руб.;
- объемы отгруженных предприятиями товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, млн руб.;
- суммы расходов предприятий на импортные сырье, материалы, покупные изделия, млн руб.;
- коэффициент кооперирования участников промышленного кластера, осуществляющих конечный выпуск промышленной продукции;
- состав конечной продукции производственно-технологической цепочки.
Также по каждому участнику промышленного кластера должен быть представлен расчет доли отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, используемых другими участниками промышленного кластера, в общем объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами. Форма данного расчета приведена в табл. 10,11,12.
Уровень кооперации в кластере определяется приведенными в расчете данными, характеризующими долю промышленной продукции, материалов и комплектующих, произведенных каждым участником промышленного кластера, используемых другими его участниками, за исключением участников промышленного кластера, осуществляющих конечный выпуск промышленной продукции в целях реализации ее на внутреннем и внешних рынках.
Уровень кооперации участников кластера рассчитан для:
- участников кластера, производящих и поставляющих другим участникам кластера промежуточную продукцию;
- участников кластера, осуществляющих конечный выпуск промышленной продукции в целях реализации ее на внутреннем и внешних рынках.
Уровень кооперации для участников кластера, производящих и поставляющих другим участникам кластера промежуточную продукцию, рассчитывается как отношение показателя «Объем отгруженных предприятием товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, используемых другими предприятиями участниками промышленного кластера, млн руб.» к показателю «Объем отгруженных предприятием товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, млн руб.».
Уровень кооперации для участников кластера, осуществляющих конечный выпуск промышленной продукции в целях реализации ее на внутреннем и внешних рынках, рассчитывается как отношение показателя «Объем отгруженных предприятием товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, используемых другими предприятиями-участниками промышленного кластера, млн руб.» к показателю «Объем отгруженных предприятием товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, млн руб.», а также отношение показателя «Объем приобретенных предприятием товаров, работ и услуг, произведенных или выполненных силами других предприятий-участников промышленного кластера, млн руб.» к показателю «Объем отгруженных предприятием товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, млн руб.».
Управленческая схема (схемы) совместного проекта является графической схемой, иллюстрирующей систему административного и финансового обеспечения реализации совместного проекта.
На управленческой схеме совместного проекта необходимо представить источники и объемы финансирования совместного проекта; указать виды и объемы затрат, осуществляемых инициаторами совместного проекта в рамках реализации процессных и технологических мероприятий; указать виды поддержки совместного проекта со стороны организаций, представляющих инфраструктуру промышленного кластера; указать характеристики обязательств участников совместного проекта; указать целевые показатели эффективности совместного проекта; показать схему информационного обмена между инициаторами и участниками совместного проекта, специализированной организацией и иными органами управления промышленного кластера, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим функции в сфере промышленной политики, Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и иными органами государственной власти.
На схеме влияния совместного проекта на функциональную зависимость участников промышленного кластера следует указать информацию, характеризующую изменения в производственно-технологической кооперации промышленного кластера, обозначив влияние совместного проекта на систему в целом и отдельные показатели производственнотехнологической кооперации промышленного кластера.
Программа развития промышленного кластера (далее – программа) включает в себя следующие разделы:
- Текущий уровень развития промышленного кластера.
- Цели и задачи программы.
- Перспективы развития промышленного кластера.
- Совместные проекты участников промышленного кластера.
- Ресурсное обеспечение программы.
- Целевые показатели эффективности реализации программы.
Раздел 1 «Текущий уровень развития промышленного кластера» содержит следующие информационные блоки:
- характеристика текущего состояния промышленного потенциала участников промышленного кластера;
- обеспеченность промышленного кластера инфраструктурой промышленного кластера;
- основные виды производимой промышленным кластером продукции (включая данные по показателям объема выпуска основных видов продукции, материалов и комплектующих каждого участника промышленного кластера, объема использования указанной продукции, материалов и комплектующих другими участниками промышленного кластера и участниками промышленного кластера, осуществляющими конечный выпуск промышленной продукции кластера);
- ключевые отечественные и зарубежные рынки и основные потребители продукции промышленного кластера (включая оценку текущего состояния рынков продукции промышленного кластера, характеристику рыночных позиций ключевых участников промышленного кластера);
- описание текущего уровня организационного развития промышленного кластера (включая описание системы взаимодействия и ключевых функций органов управления промышленного кластера).
Раздел 2 «Цели и задачи программы развития промышленного кластера» содержит следующие информационные блоки:
- сильные и слабые стороны, угрозы и возможности развития промышленного кластера (включая описание основных ограничений и сдерживающих факторов для запуска и выведения на рынок промышленной продукции промышленного кластера; основных механизмов компенсирования этих ограничений; факторов, способствующих повышению конкурентоспособности промышленного кластера в глобальном масштабе, его привлекательности для размещения новых производств, развитию инфраструктуры на территории базирования промышленного кластера, притоку ведущих российских и зарубежных специалистов);
- цели и задачи программы.
Раздел 3 «Перспективы развития промышленного кластера» содержит следующие информационные блоки:
- характеристика перспектив развития промышленного потенциала участников промышленного кластера;
- перспективы развития инфраструктуры промышленного кластера;
- перспективы расширения линейки производимой промышленным кластером продукции (включая данные по показателям объема выпуска основных видов продукции, материалов и комплектующих каждого участника промышленного кластера, объема использования указанной продукции, материалов и комплектующих другими участниками промышленного кластера и участниками промышленного кластера, осуществляющими конечный выпуск промышленной продукции кластера);
- перспективные отечественные и зарубежные рынки и основные потребители продукции промышленного кластера (включая оценку перспективного состояния рынков продукции промышленного кластера, характеристику перспективных рыночных позиций ключевых участников промышленного кластера);
- описание перспективного уровня организационного развития промышленного кластера (включая описание системы взаимодействия и ключевых функций, планируемых к созданию органов управления промышленного кластера).
Раздел 4 «Совместные проекты участников промышленного кластера» содержит информацию по совместным проектам участников промышленного кластера и комплексу мероприятий, осуществляемых в целях реализации совместных проектов.
Информация о каждом совместном проекте участников промышленного кластера должна быть отражена в следующих подразделах:
- паспорт совместного проекта участников промышленного кластера;
- описание совместного проекта и эффектов от его реализации для кластера (включая оценку влияния проекта на достижение целей и задач программы развития промышленного кластера; описание барьеров, сдерживающих развитие промышленного кластера, на снятие которых направлена реализация совместного проекта; оценку влияния проекта на функциональную зависимость участников промышленного кластера);
- описание роли, объемов и видов затрат инициаторов совместного проекта (включая краткое описание процессных и технологических мероприятий, осуществляемых инициаторами совместного проекта в целях его реализации; указание сроков реализации каждого мероприятия; указание ресурсного обеспечения, требуемого в целях реализации каждого мероприятия, форм финансирования каждого мероприятия, например, кредит, лизинг, участие в капитале и т.д.);
- описание роли и функций участников совместного проекта (включая описание обязательств или намерений участников совместного проекта по использованию произведенной инициаторами совместного проекта промышленной продукции в рамках реализации совместного проекта);
- описание роли и функций специализированной организации промышленного кластера и иных органов управления развитием кластера в процессе реализации совместного проекта;
- обоснование необходимости привлечения средств федерального бюджета в целях реализации совместного проекта (включая указание объемов и перечисление предполагаемых к возмещению из средств федерального бюджета затрат (мероприятий), осуществляемых в целях реализации совместного проекта; обоснование причин, по которым проект не может быть профинансирован с привлечением иных инструментов государственной поддержки).
Раздел 5 «Ресурсное обеспечение программы развития промышленного кластера» содержит следующие информационные блоки:
- ресурсное обеспечение программы из внебюджетных источников (включая финансирование за счет средств участников и инфраструктуры промышленного кластера, частных инвестиций, средств финансовокредитных организаций и институтов развития с указанием значений по годам за период реализации программы и схем привлечения заемного капитала);
- государственная поддержка реализации программы (включая утвержденные и предлагаемые к реализации нефинансовые и финансовые меры поддержки из средств федерального бюджета, бюджетов субъекта Российской Федерации и муниципальных образований с указанием значений по годам за период реализации программы и схем привлечения бюджетных средств).
Раздел 6 «Целевые показатели эффективности реализации программы развития промышленного кластера» содержит информацию о плановых значениях целевых показателей эффективности реализации программы (с указанием плановых значений по годам за период реализации программы).
В целях проведения проверки соответствия промышленного кластера требованиям следует представить информацию о добавленной стоимости, численности работников, числе рабочих мест, в том числе высокопроизводительных, на предприятиях-участниках промышленного кластера, о валовой добавленной стоимости и численности занятых в обрабатывающей промышленности на территории базирования кластера.
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу