Пути приобретения педагогических знаний
Основной формой приобретения научно-педагогических знаний в вузе является слушание и запись лекций. Вообще, понятие лекции происходит от лат. lectio, что означает «чтение». Именно поэтому, «чтение лекций», т.е. произнесение преподавателем заранее написанного текста, так укоренилось в педагогике.
Между тем, в современном образовании используются различные формы лекции, предполагающие большую активность и участие со стороны студентов: большинство лекций сопровождаются компьютерными презентациями, аудио- и видео-фрагментами; преподаватели формулируют проблемы и задают вопросы, в обсуждении которых принимают участие все студенты.
Однако есть ряд общих черт, характеризующих лекционное преподавание в целом. В их числе:
- ведущая роль теоретических знаний (лекции – основной метод и форма изучения теоретического материала в вузе);
- планомерность и структурность лекций (в основе каждой лекции – четкий план, список рассматриваемых вопросов);
- сочетание в деятельности студентов процессов восприятия, конспектирования, запоминания, анализа материала, а также – его критического осмысления и рефлексии (обычно это сочетание психических процессов называется «активным слушанием»).
Стили активного слушания лекций не менее индивидуальны, чем стили чтения лекций. При этом следует иметь в виду, что эта деятельность достаточно сложна, и требует от слушателя высокой концентрации, развитого аналитического мышления, умения пользоваться средствами записи.
В каком-то смысле, навыки активного слушания совершенствуются на протяжении всей жизни, однако можно выделить некоторые компоненты активного слушания, присутствующие у каждого успешного студента:
- Четко зафиксировать исходные установки лекции: чему она посвящена (тема лекции), что эта лекция призвана сформировать у слушателей (цель лекции), какие вопросы, и в каком порядке будут рассматриваться (план лекции). Иногда преподаватель может не сообщить какую-то из этих категорий, тогда для успешного понимания лекции, важно попытаться самостоятельно определить их значения.
- Структурировать конспект по разделам: известные и новые сведения; факты, проблемы, понятия и комментарии; общепринятые принципы и авторские подходы должны быть графически выделены. Соответственно, используются различные графические модели записи лекции: столбцы, таблицы, геометрические фигуры.
- Особое внимание уделять логике изложения: как ставятся проблемы, описывается реальность, определяются понятия, обсуждаются различные подходы, формулируются выводы и др.
- Связывать изучаемый материал с собственным жизненным и педагогическим опытом; особое внимание следует уделять тем фактам и обстоятельствам, которые кажутся неожиданными, противоречивыми, сомнительными.
- Использовать удобные сокращения – это, с одной стороны, позволяет сократить время на запись, с другой стороны, упрощает последующий анализ конспекта, выделение ключевых идей.
- Резюмировать текст лекций: текст лекции должен быть завершен – т.е. приведен к совокупности обозримых результатов и выводам.
- Повторное прочтение и символическая разметка материала.Очень эффективным методом осмысления полученных на лекции знаний является символическая разметка материала – когда каждому фрагменту записи придается некоторый авторский смысл – приемлемого или неприемлемого утверждения, проблемы, недосказанного тезиса. В результате, запись лекции «раздваивается»: основу его по-прежнему составляет прочитанный лектором текст, но на него наслаивается совокупность личных студенческих интерпретаций.
Помимо лекций, в процессе профессиональной подготовки педагога важную роль играют другие – письменные источники информации, результатом изучения которых также являются научно-педагогические знания.
Наиболее актуальными являются – учебники и учебные пособия, научные статьи, монографии. Результаты их изучения могут быть представлены в форме аннотации, реферативного обзора (реферата), тезисов, доклада или научной статьи.
Обязательный компонент аннотации – выходные данные издания: Фамилия и инициалы автора. Название текста. Издательство: город, год издания. – количество страниц (для книжной продукции) либо же Фамилия и инициалы автора. Название статьи //Наименование журнала, том, номер выпуска и страницы, на которых опубликована статья (для журнальных статей).
Затем приводится текст аннотации, представляющий собой, как правило, краткие ответы на следующие вопросы: чему посвящена статьи (монографии)? какими идеями руководствуется автор? каковы основные результаты и выводы? для кого предназначен текст?
В самом тексте реферата раскрывается теоретическое и практическое значение темы, дается краткое изложение и оценки научного материала, высказывается авторская точка зрения на изложенный материал.
Реферат представляет собой учебно-научный текст, при написании которого студент должен продемонстрировать свою эрудицию, умение и готовность анализировать, систематизировать, классифицировать и обобщать научную информацию.
- Метод портфолио
- Основы педагогического творчества и саморазвития
- Основы исследовательской деятельности
- Основы подготовки научных текстов
- Требования ФГОС к подготовке бакалавров образования
- Модели целеполагания в педагогическом образовании
- Возрастные аспекты
- Уровни и пути формирования педагогического мастерства
- Акмеологический подход к профессиональному и личностному становлению педагога
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу