Принципы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов

Основные принципы организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) содержатся в ФЗ № 172-ФЗ.

Основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются:

  • обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов;
  • оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами;
  • обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);
  • компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);
  • сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

Обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов.

Во-первых, антикоррупционная экспертиза – это вид обязательной деятельности, проводимой в отношении к принятым, а также принимаемым нормативным правовым актам.

Экспертные действия по отношению к принятым, а также принимаемым нормативным правовым актам должны исполняться надлежащим образом в соответствии с требованиями закона, иных правовых актов.

Экспертные действия должны быть проведены надлежащими субъектами, в надлежащем месте, в надлежащее время, надлежащими методами и надлежащим образом.

Во-вторых, антикоррупционная экспертиза предполагает выявление коррупциогенных факторов и оформляется заключением, которое, несмотря на то, что носит рекомендательный характер, подлежит обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией или должностным лицом.

Разногласия, возникающие при оценке указанных в заключении коррупциогенных факторов, разрешаются в установленном законом порядке.

Оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами.

Существование данного принципа предопределено целым рядом объективных предпосылок сугубо юридического свойства.

К разряду таких предпосылок можно отнести вопросы существования бланкетных и отсылочных норм, а также вопросы систематизации национального российского законодательства (не имеющие в научной литературе однозначной оценки).

В теории государства и права под бланкетной нормой принято понимать юридическую норму, рассматриваемую, по меньшей мере, в двух значениях:

  1. Во-первых, – это норма права, которая предоставляет государственным органам, должностным лицам право самостоятельно устанавливать правила поведения, запреты и т. п.
  2. Во-вторых, бланкетная норма – юридическая норма, представляющая собой такие правила поведения, действие которых основывается на содержании специфических правил (например, технические либо градостроительные регламенты).

С одной стороны, специфика правового регулирования такова, что не может детально внедряться в сферы специализированных технологических знаний. В связи с этим некоторые социально значимые направления узкопрофессиональных видов деятельности предполагают необходимое профессиональное усмотрение уполномоченных субъектов. Это, например, наблюдается в медицине, ракетостроении, атомной энергетике и т. п.

С другой стороны, отсутствие необходимой компетентности у обывателей не позволяет подчас установить эффективные меры контроля за предписаниями, которые могут перевести объективные управленческие усмотрения в коррупционные правонарушения.

Точно также можно рассматривать вопрос и в связи с существованием отсылочных норм, наличие которых связано с отсутствием возможности сосредоточения всей предполагаемой информации о предполагаемом правиле поведения в одном месте (в одной норме или в одном источнике права).

Отсюда параллельно возникает двуединая потребность в проверке разрозненных правовых норм в рамках одного или нескольких источниках права и нарастающая необходимость в систематизации увеличивающегося в объеме законодательства РФ.

Обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

Обоснованность антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) – один из ключевых принципов, положенных в основу правового регулирования рассматриваемой сферы общественных отношений.

Существует специальное требование по обязательному проведению антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов специально уполномоченными субъектами.

Принцип обоснованности в полной мере распространяется на экспертные заключения, которые предполагают надлежащее обоснование.

Заключение эксперта может считаться обоснованным, если в нем изложены все имеющие значение для констатации обнаруженного коррупциогенного фактора обстоятельства, выясненные в процессе проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), и приведены доказательства в подтверждение выводов эксперта.

В установленных экспертом обстоятельствах, изложенных в правовой норме, должен быть обоснован дефект, который позволяет проявиться фактам коррупции. Подлежит обоснованию и то, как эти обстоятельства могут способствовать коррупционным проявлениям.

Можно предположить, что обоснованность заключения эксперта заключается в следующих положениях:

  • в правильном определении всех обстоятельств, имеющих значение для оценки правовой нормы (правовых норм или источника права в целом, либо его составной части) в качестве коррупционной;
  • в соответствии выводов эксперта установленным обстоятельствам.

Объективность антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

Данный принцип имеет достаточное научное освещение и предполагает рассмотрение объективной реальности, которая, так или иначе, интерпретируется в юридических нормах конкретными заинтересованными, уполномоченными на их создание лицами, без предвзятости со стороны эксперта.

Все предметы или явления материального мира взаимодействуют между собой и оказывают влияние на людей. Принципы материалистической диалектики обосновывают существование социальных законов, которые обуславливают существование коррупции как объективного последствия единства и борьбы противоположностей в виде необходимости правового регулирования и субъективного характера соответствующей деятельности, которая осуществляется конкретными живыми людьми.

Если заинтересованные субъекты в сфере правотворчества, гипотетически, имеют моральное оправдание для обоснования собственных действий субъективными интересами, то уполномоченные проводить антикоррупционную оценку нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) эксперты подобных оправданий иметь не могут.

И субъекты правотворчества, и эксперты оперируют информацией в сфере социального управления.

Принцип объективности, полноты и оперативности информации является одним из исходных в социальном управлении.

На основе рационального использования различных источников и видов информации органы управления получают точную картину о положении дел на местах, в центре и в каждой сфере управления.

При этом всеобъемлющая и разносторонняя информация нужна как для органов власти и управления, так и для всех слоев общества, субъектов политической, экономической, социальной, духовной и культурной систем.

Организация мониторинга основных параметров объекта управления позволяет, с одной стороны, не упускать главного в процессе управленческой деятельности, держа в поле зрения определяющие стратегические ориентиры, с другой, – осуществлять постоянный анализ соотношения и значения того, что выбрано в качестве основных параметров, ориентиров и т. п., и своевременно пересматривать их иерархию и значимость, адаптируя к ним процесс управления.

Проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) должна быть нацелена на достижение конкретного результата, который можно увидеть и оценить.

Интересно
Результаты антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) должны подразумевать возможность их проверки и оценки широким кругом независимых заинтересованных лиц.

Для обеспечения системности, достоверности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы проводится экспертиза каждой нормы проекта документа на коррупциогенность, ее результаты излагаются единообразно с учетом состава и последовательности коррупциогенных факторов.

По результатам антикоррупционной экспертизы составляется экспертное заключение, в котором отражаются все выявленные положения проекта документа, способствующие созданию условий для проявления коррупции, с указанием структурных единиц проекта документа (разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы) и соответствующих коррупциогенных факторов.

Компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

В научной литературе наряду с термином «компетентность» употребляются смежные понятия – «профессионализм» и «квалификация».

Все эти понятия подразумевают наличие интегрального образования, позволяющего эффективно решать поставленные задачи.

Компетентность рассматривают как специфическую способность, необходимую для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающую узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия.

Знания экспертов лучше организованы с точки зрения выделения существенных и обобщенных признаков задач; при этом эксперты склонны опираться на признаки, которые не выводятся непосредственно из условий задачи; эксперты лучше ориентируются в собственном знании и управляют им, что свидетельствует о более сформированных метакогнитивных структурах.

Сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

Фундаментальная роль права, на котором основываются государство и гражданское общество, диктует потребность формирования правовой культуры общества, повышения юридической осведомленности граждан, их готовности следовать закону и видеть в этом свой непосредственный интерес.

В приказе Генерального прокурора РФ от 10 сентября 2008 г. № 182 указано на необходимость «активно взаимодействовать с общественными объединениями путем оказания им содействия в защите прав граждан, обращая при этом внимание на правовую основу для разрешения наиболее значимых проблем, разъясняя социальную сущность и конкретное содержание нормативных предписаний.

Наряду с зарекомендовавшими себя формами пропаганды права внедрять новые организационные формы правового просвещения, в том числе используя современные информационные технологии».

Другим приказом Генерального прокурора от 28 декабря 2009 г. № 400 установлена обязанность «обеспечить гласность в деятельности органов прокуратуры при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, в том числе с использованием сети Интернет, организовать информационный обмен с общественными организациями и объединениями».

Приказ Министерства юстиции РФ от 4 марта 2010 г. № 51 «Об утверждении положения о Департаменте законопроектной деятельности и мониторинга правоприменения» регламентирует положение о том, что соответствующий департамент «взаимодействует по вопросам проведения мониторинга правоприменения с Конституционным Судом РФ, Советом Федерации Федерального Собрания РФ, федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества».

Аналогичные требования содержатся в нормативных правовых актах многих других органов государственной власти и органов местного самоуправления, например, в Приказе МВД РФ от 24 февраля 2012 г. № 120 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в системе МВД РФ», Приказе Минфина РФ от 12 июля 2010 г. № 70н «Об утверждении порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Министерства финансов РФ» и др.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)