Общая характеристика функциональных стилей русского литературного языка

В современной стилистике — науке, занимающейся изучением стилей, — выделяют пять функциональных стилей речи: художественный, публицистический, научный, официально-деловой и разговорный.

О художественном, публицистическом, научном и официально-деловом стилях можно говорить как о литературных стилях, противопоставляя их разговорному стилю, они реализуются прежде всего в формах письменной речи. В устной речи формируется разговорный стиль.

Однако существующая устная публицистическая речь, язык радио, кино, телевидения относятся к устной речи внутри книжной. Эпистолярный стиль (частная переписка) — это письменная речь внутри разговорной. То же можно сказать о научном стиле, для которого характерны и устные формы реализации, например, лекция, доклад, сообщение).

Каждый функциональный стиль представляет собой сложную систему, охватывающую все языковые уровни: произношение слов, лексику и фразеологию, морфологические средства и синтаксические конструкции.

Стили, будучи формами одного языка, отличаются друг от друга частично, им свойственны как общие черты, так и специфические.

Таким образом, каждый стиль речи характеризуется сферой употребления, жанрами речи, функцией (коммуникативной задачей — целями воздействия на воспринимающих речь), преимуществом существования в письменной или устной форме, особенностями лексических и синтаксических средств. В каждом стиле могут выделяться подстили.

Художественный стиль речи

Этот стиль обычно называют стилем художественной литературы. Он имеет подстили: поэтический, прозаический, драматургический, существует по преимуществу в письменной форме.

Функция его может быть определена как эстетическая и заключается в эмоциональном воздействии на читателя. Этот стиль отличается богатством лексических и синтаксических средств, различных средств художественной выразительности, а также вкраплением языковых средств других функциональных стилей, которые в художественном произведении подвергаются эстетической трансформации и выполняют определенные художественные задачи.

Факты вкрапления в художественные тексты языковых средств других функциональных стилей иногда смущают лингвистов и приводят к тому, что функционально-стилевой статус языка художественной литературы вызывает споры: причислять ли его на общих основаниях к функциональным стилям речи или считать особым явлением, более богатым, чем функциональный стиль, поскольку эта форма литературного языка включает элементы всех разновидностей национального языка.

Интересно
Иначе говоря, для своих целей (создания образа, речевой характеристики героя и т. д.) автор художественного текста может использовать все многообразие языка, включая и нелитературные элементы — диалекты, профессионализмы, просторечие, жаргоны и т. д.

Однако очевидно, что вкрапления элементов иных стилей речи в художественный текст являются особым средством художественной выразительности.

Публицистический стиль речи

Подстили:

  • ораторский;
  • журнальный;
  • газетный;
  • тележурналистский (и радиожурналистский);
  • агитационный;
  • рекламный.

Это прежде всего стиль публичных выступлений или статей на актуальные социальные, политические, экономические и другие вызывающие общественный интерес темы.

Отличительной его особенностью является непосредственное обращение автора к читателю или слушателю с целью убедить его в правдивости или состоятельности излагаемой точки зрения, вызвать определенное отношение к предлагаемой слушателю информации.

По богатству и выразительности языковых средств он похож на художественный, но в некоторых его подстилях — газетном, теле- и радиожурналистском, рекламном — могут использоваться стандартные клише — речевые штампы (не сходят со страниц; резкая критика; неуклонный рост; равновесие сил; упорный труд и т. п.). Такие стандартизированные речевые средства помогают быстро передавать информацию, экономить усилия, оперативно откликаться на события.

Научный стиль речи

Подстили:

  • собственно научный (его цель — строгое, доказательное изложение сущности явлений, их систематизация; адресат — ученые, деятели науки);
  • учебно-научный (помимо основной цели, существует дополнительная — профессионально приобщить адресата к науке, адресат — лицо, желающее освоить данную науку).

Жанры: научные доклады, научные статьи, тезисы, монографии, диссертации, учебники, энциклопедии, словари.

Функцию научного стиля можно определить как информативную. Научные тексты отличаются обилием профессиональной лексики — многочисленных научных и технических терминов. Синтаксические средства подбираются с целью обеспечить логичность изложения, ясность, точность, однозначность выражения мысли, аргументированность мнения. Этому способствует особая композиция текста (посылка, рассуждение, вывод), стройность и лаконичность синтаксических конструкций, частое использование вводных слов и словосочетаний со значением упорядочивания логики высказывания (во-первых, во-вторых, итак, таким образом, с одной стороны, с другой стороны и др.).

Официально-деловой стиль речи

Официально-деловой стиль речи называют еще канцелярским. Это стиль деловых бумаг самого разного рода.

Подстили:

  1. Собственно официально-деловой (канцелярский) подстиль регламентирует отношения в экономической, правовой, повседневно-бытовой жизни человека. Жанры: акт, распоряжение, приказ, деловое письмо, повестка, заявление, автобиография,объяснительная записка, доверенность, расписка и т. д.
  2. Юридический подстиль связан с деятельностью высших органов государственной власти, используется в законодательстве и судопроизводстве внутри государства. Жанры: конституция, кодекс, закон, указ, постановление и др.
  3. Дипломатический — связан с государственными международными отношениями, т. е. функционирует на внешнеполитической арене. Жанры: международный договор, верительная грамота, нота протеста, коммюнике,
    декларация и т. д.

Функции:

  • фиксация правовых отношений (свод законов, нормативные акты, договоры, контракты и др.)
  • императивная (приказ, постановление, распоряжение, заявление, пожелания, предложения и др.)
  • информативная (информационные служебные письма, служебные записки, отчеты,
  • справки, объяснительная записка и др.)

Интересно, что зарождение русской официально-деловой речи происходило в X— XI вв. одновременно с появлением и распространением в Киевской Руси письменности. Связано оно с оформлением договоров между Киевской Русью и Византией. Первые документы Киевской Руси — это договоры с Византией.

В XI в. появляется первый свод законов Киевской Руси «Русская правда».

Уже в этом документе можно найти характерные черты делового стиля:

  • высокая терминологичность (голова — убитый, послух — свидетель, вира — штраф);
  • преобладание сложносочиненных предложений над сложноподчиненными;
  • преобладание среди сложноподчиненных предложений конструкций с придаточными условными с союзом аще — если).

В те времена появилась форма составления договоров: «Грамота Великого князя Мстислава Володимировича и его сына Всеволода 1130 года» начинается словами:

«Се азъ…» —«Вот я…», а заканчивается специальной формулой, в которой указывается, кто был свидетелем сделки, и кто скрепил грамоту своей подписью.

В качестве основных стилистических признаков современного официально-делового стиля речи, объединяющих все три подстиля, можно выделить следующие особенности деловых текстов.

Их отличает:

  • преимущественно письменная форма изложения;
  • высокая степень стандартизованности лексических и синтаксических средств:
  • в рамках каждого жанра документа действует особая модель построения текста; в текстах присутствует огромное количество стандартных клише, так называемых канцеляризмов — слов, словосочетаний, целых предложений, что позволяет строить текст таким образом, чтобы при его толковании не возникало разночтений;
  • официальный характер и строгость изложения: использование слов в их прямом значении, отсутствие образности, средств выразительности, эмоционально-экспрессивной лексики, предпочтительное употребление простых, однозначно трактуемых синтаксических конструкций;
  • информативная насыщенность: передача максимума информации минимальным количеством языковых средств.

Характеристика разговорного стиля

Разговорный стиль — стиль неформального общения. Его стихия — устная неформальная речь.

Подстили:

  • обиходно-бытовой;
  • обиходно-деловой;
  • эпистолярный (частная переписка).

Функции:

  • информативная;
  • эмотивная (эмоционального воздействия на собеседника).

Отличительными признаками стиля является установка на неформальность общения, поэтому разговорная речь характеризуется большей свободой выражения, в ней могут быть самоперебивы, отклонения от нормы. В бытовой сфере, в неформальном общении реализуется потребность человека выразить всю гамму эмоционально-оценочного отношения к миру, к людям.

Лексические средства: обилие разговорной лексики, часто экспрессивно-эмоциональной, что придает речи наглядность и образность.

Синтаксические средства: особый порядок слов, огромное количество неполных предложений, бессоюзные предложения, в которых смысл устанавливается с помощью интонации, темпа речи.

В общем для разговорного стиля характерны лаконизм, экономия речевых средств. — А где мои книги / тут лежали? (высказывание распадается на два центра, пропускается компонент которые тут лежали; слова, несущие основную информацию, выдвигаются в начало высказывания и подчеркиваются фразовым ударением и интонацией).

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)