Международное движение капитала
Существует два основных подхода к определению сущности движения капитала. Это разделение объясняется развитием рынка и изменениями в понимании содержания и роли хозяйственных связей.
С точки зрения политэкономов, международное движение капитала – это помещение финансовых ресурсов в иностранных государствах с целью получения более высокой прибыли. При таком подходе рынок выступает в качестве средства достижения определенных целей на различных уровнях.
Эти два подхода разные. В России признаются оба и даже существует мнение, что эти определения равны. Но со временем противостояние теоретического и практического подхода стало менее заметным в силу происходящих изменений в экономике.
В реальном (экономическом) содержании движение капитала – ключевой элемент в развитии и функционировании мировой экономики.
Капиталовложения различаются в зависимости от характера и формы.
По источникам происхождения капитал имеет следующее деление:
- Государственный. Это средства, выделенные из государственного бюджета какой-либо страны. Происходить это может только по решению правительства. Формами такого капитала являются государственные займы и ссуды, международная помощь, средства международных организаций, т. е. все то, что определяется межправительственными договоренностями.
- Частный капитал. Это все средства, идущие из одной страны в другую из неправительственных источников, от частных лиц. К нему относятся инвестиции, кредитование (негосударственное). При этом государство все же контролирует их в большей или меньшей степени. Также существуют некоторые методы, позволяющие превращать государственные инвестиции в частные.
По характеру использования существует следующее подразделение:
- Предпринимательские капиталы. Это чаще всего частный капитал, который вкладывается в производство какого-либо продукта и направлен на получение дивидендов.
- Ссудные капиталы. Они представляют собой средства, которые даются взаймы ради получения процентов. В этой сфере преобладает государственный капитал, хотя и частный присутствует.
По срокам имеет следующее деление:
- Краткосрочные. Это вложения менее чем на 1 год.
- Среднесрочные. Это вложения сроком более чем на один год. Они составляют наиболее значимые капиталовложения.
- Долгосрочные. К ним относят предпринимательский капитал и государственные кредиты.
По целям капиталовложения существует следующее подразделение:
- Прямые инвестиции. Это инвестиции, нацеленные на долгосрочную заинтересованность. Это частный предпринимательский капитал, обеспечивающий контроль и управление в той или иной мере.
- Портфельные инвестиции. Они не дают контроля над объектом вложения, а обеспечивают право на доход в долгосрочной перспективе.
Но описанная модель не вполне соответствует реальному положению вещей. Она не вполне учитывает многочисленные формы операций, которые связаны с инвестициями (это справедливо в отношении лизинга, селенга, инжиниринга). К тому же если следовать схеме, то все формы равнозначны.
Рассуждая о прямых инвестициях с точки зрения экономического подхода, следует рассматривать узкое и широкое мирохозяйственные определения.
Узкое определение предполагает движение капитала с целью получения контроля над предприятием и установления прочных экономических связей между странами. В рамках этого подхода существует три способа образования прямых иностранных инвестиций: образование предприятия или расширение его при абсолютном владении иностранцев; заем на срок 5 лет и более. Но в этом случае нивелируется разница между реальными инвестициями из-за границы и вложениями граждан данной страны.
Различные трактовки породили массу споров в толковании решений некоторых практических вопросов.
За последнее время значительно увеличились прямые иностранные инвестиции.
Даже само понятие прямых инвестиций значительно расширилось. Впервые оно было применено в 1999 г. Во многих случаях международные инвестиции закрепляются некоторыми соглашениями. Чаще всего это делается при сотрудничестве двух стран или применяется при крупных международных соглашениях. В таких документах конкретизируются понятия и согласуются действия по определенным вопросам, касающимся инвестиционной политики.
При взаимодействии международных инвесторов возникают некоторые обстоятельства, носящие уже не экономический, а политический характер. Это связано с разногласиями по некоторым вопросам.
Многие страны пытаются перенести политические стандарты на экономическую, в данном случае инвестиционную, область. С помощью этих стандартов устанавливаются приоритеты рыночного развития экономики. Подразумевалось бы в этом случае, что международная политика должна строиться только на рыночной основе.
Например, Международное соглашение по иностранным инвестициям. Оно предполагало установление чрезмерно высоких стандартов режима и мер по защите инвестиций; достижение нового уровня либерализации, которая будет присутствовать на всех стадиях производственного процесса; создание юридической базы для усиления его действия; распространение принятых норм на все страны, которые вступили в Международное соглашение по иностранным инвестициям; предусмотрение мер и принципов взаимодействия с интеграционными группировками; оказание странам-членам содействия в вопросах урегулирования инвестиционных споров.
Но этот проект предлагал решение существующих вопросов при помощи мер, которые не учитывают многие стандарты, а иногда даже нарушают суверенные права государств. Именно поэтому попытка создания такого документа не была доведена до конца и проект был отложен.
В 2002 г. появилось предложение о нестандартном измерении международной инвестиционной деятельности, в частности настоящего состояния и перспектив развития. Предлагалось делать это по измерению степени использования возможностей и по рассчитываемому с помощью некоторых показателей уровню экономического потенциала страны.
- Модель макроэкономического равновесия в открытой экономике
- Макроэкономическая роль валютного курса
- Мультипликатор расходов в открытой экономике
- Соотношение внутреннего и внешнего равновесия и макроэкономическая роль платежного баланса
- Участие России в структурах и механизмах многостороннего экономического сотрудничества
- ВТО и другие организации и соглашения как инструмент многостороннего регулирования международных экономических отношений
- Роль системы ООН в развитии многостороннего регулирования международных экономических отношений
- Общие положения международных экономических организаций и соглашений
- Усиление связи национальной валютной системы России с мировой валютной системой
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу